- Краткое описание проекта (деятельности в рамках проекта):
В 1977 года атомный ледокол (а/л) Арктика первым в истории в свободном плавании достиг Северного полюса, первым провёл больше года в автономном плавании, а за 30 лет работы прошёл во льдах более 1,2 миллиона миль (больше любого другого судна). В настоящее время а/л «Арктика» стоит у причала в Мурманске. На судоремонтном заводе «Нерпа» в городе Снежногорске Мурманской области, в начале 2020 году начнется демонтаж оборудования реакторов, баков железоводной защиты и другого радиационно опасного технического оснащения.
К 01.10.2020 года судно должно быть передано ФГУП «Атомфлот», но уже без категории радиационного источника — а как вполне безопасный объект, работать с которым можно без специальной лицензии. Руководство морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» рассмотрело возможность «вечной стоянки» а/л «Арктика» в центре г. Санкт-Петербурга у причала №БЗ-9 Балтийского завода. Именно у причала судостроительного завода, со стапелей которого он спущен на воду целесообразно установить на вечную стоянку атомный ледокол «Арктика» и создать на его борту уникальный современный учебный, музейно-культурный и научно-образовательный комплекс. Основной задачей является: выполнение комплекса проектных работ по перегону атомного ледокола из Мурманска в Санкт-Петербург, переоборудованию атомохода в учебно-тренажерную базу по подготовке специалистов для работы в Арктике и музей Полярной славы России, работы по размещению в качестве стоечного судна в акватории Санкт-Петербурга.
- География проекта:
Северо-Западный федеральный округ
- Дата начала реализации проекта:
10.03.2020
- Дата окончания реализации проекта:
25.11.2020
- Обоснование социальной значимости проекта:
Именно суровые условия Арктики, где бушуют ветры, где трещат морозы, где природа не жалеет человеческих сил, послужили основой для всех великих и героических событий связанных с освоением Российского севера. «…внешние трудности и необходимость их преодоления закаляют человеческую душу. А комфортные условия притупляют силы, ослабляют ум и волю, делают человека неспособным к подвигу — как духовному, так и жизненному». (Патриарх Кирилл). Создание в Санкт-Петербурге музейного комплекса мирового уровня позволит достойно показать великую историю изучения и освоения Россией Арктики и Антарктики и перспективу дальнейшего освоения и развития полярных территорий нашей планеты. Реализация Проекта позволит широко представить российский вклад в освоение Арктики и Антарктики в национальном культурном пространстве. Такой исторический комплекс позволит обеспечить сохранность достояния России — уникальных экспонатов, касающихся отечественной полярной истории, в том числе и исторического атомохода «Арктика». Одно из главных предназначений будущего музейного комплекса – воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, нравственное воспитание будущих поколений полярных исследователей.
- Цели проекта:
Разработка концепции и технико-экономического обоснования создания на борту атомного ледокола «Арктика» учебно-тренажерной базы по подготовке специалистов для работы в Арктике, и музея Полярной славы России.
- Задачи проекта:
Задача №1:
Обследование текущего состояния атомного ледокола «Арктика» на месте базирования и оценка текущего технического состояния для проведения работ по переоборудованию в учебно-тренажерную базу по подготовке специалистов для работы в Арктике и музея.
Задача №2:
Разработка концепции переоборудования а/л «Арктика» (с обеспечением требований РМРС для стоечных судов) в учебно-тренажерную базу по подготовке специалистов для работы в Арктике, создания музейных экспозиций, общественно-переговорных зон музея.
Задача №3:
Оценка возможных мест базирования и оборудования береговой площадки.
Задача №4:
Разработка технико-экономического обоснования создания на борту атомного ледокола «Арктика» учебно-тренажерной базы по подготовке специалистов для работы в Арктике, и музея Полярной славы России.
- Партнёры проекта:
Российский государственный гидрометеорологический университет::
Ассоциация «Морское наследие: исследуем и сохраним:
ЗАО Транзас (АО «Кронштадт технологии»):
ООО «Промснаб»:
- Как будет организовано информационное сопровождение проекта:
http://www.rshu.ru/ — сайт РГГМУ, http://www.iceberg.sp.ru/ — сайт ПАО «ЦКБ «Айсберг» http://www.transas.ru/ – сайт ЗАО «Транзас» Публикации на ресурсе: http://www.connect-wit.ru/ , в социальных сетях: «ВКонтакте» vk.com, «Facebook» en-gb.facebook.com, Google+ plus.google.com. Выступления с докладами, по теме развития проекта, на форумах: Международный форум Арктика: настоящее и будущее
- Количественные результаты:
количество человек, принявших участие в мероприятиях проекта:
150
- Качественные результаты:
технико-экономического обоснования создания на борту атомного ледокола «Арктика» учебно-тренажерной базы по подготовке специалистов для работы в Арктике, и музея Полярной славы России
- Дальнейшее развитие проекта:
Проектной командой в составе ЦКБ «Айсберг», Группа «Кронштадт», в результате выполнения проекта будет подготовлен комплекс проектных документов по перегону атомного ледокола из Мурманска в Санкт-Петербург, ФЭО и ТЭО конвертации а/л «Арктика» в стоечное судно с созданием на борту атомного ледокола «Арктика» учебно-тренажёрной базы по подготовке специалистов для работы в Арктике, и музея Полярной славы России. Это даст возможность приступить к перегону судна и созданию на борту атомного ледокола «Арктика» учебно-тренажёрной базы по подготовке специалистов для работы в Арктике, и музея Полярной славы России предлагается использовать механизм государственно-частного партнерства (ГЧП).
- Источники ресурсного обеспечения проекта в дальнейшем:
Для этой цели заключён договор о сотрудничестве с потенциальным инвестором ООО «ПРОМСНАБ» (№251-2016 от 19.07.16г.), которое является компанией группы «Север» (учредитель Неверов Ильдар Алиевич, который является руководителем группы «Север», http://psk-murman.ru, бизнес-омбудсменом по экологии, www.ombudsmanbiz.ru, советником Уполномоченного по правам человека в РФ, www.ombudsmanrf.ru, членом Финансовой комиссии при Правительстве г. Москвы, www.mos.ru.