«Погодный патруль» Ноосфера

  1. Краткое описание проекта (деятельности в рамках проекта):

Для решения многих практических и научных задач с целью изучения погоды и климата, ведутся наблюдения на метеорологических станциях, образующих сеть метеорологических измерений. Развитие волонтерских инициатив в данной области, проведение дополнительных образовательных мероприятий, направленных на стимулирование метеорологических наблюдений в рамках Волонтерского метеорологического движения, позволит увеличить уровень информированности населения о состоянии окружающей среды, что может послужить снижению метеорологической уязвимости экономики и населения Российской Федерации.

— Создание электронного ресурса в сети Интернет для участников Проекта, с графическим отображением местоположения станций и данных измерений каждого зарегистрированного участника Проекта. Для вовлечения новых участников будет предусмотрена возможность обмена сообщениями, ссылками и данными измерений, а также освещение в СМИ результатов работы участников Проекта.

— Предоставление по договору школам и Ресурсным центрам, участникам Проекта (по договору 20 школам, и 2 Ресурсным центрам), наборов электронных модулей и частей для создания бытовых метеорологических станций, станет важным шагом в реализации Проекта, направленным на широкое распространение любительских метеонаблюдений. Ресурсные центры получат (по договорам) и профессиональное гидрометеорологическое оборудование — метеостанции Microstep-MIS. Методической основой будет служить подробное мультимедийное описание этапов создания любительских метеорологических станций, включая описание в виде текста, аудио-, фото- и видеоматериалов, примеров программного обеспечения, размещенное на специализированном ресурсе Волонтерского метеорологического движения в сети Интернет.

— Разработка курса повышения квалификации работников среднего и дополнительного образования, который будет осуществляться на базе создаваемых в СЗФО 2-х Ресурсных центров в г. Санкт-Петербург на базе Российского государственного гидрометеорологического университета, Морского технического колледжа имени адмирала Д.Н. Сенявина (МТК) и в г. Калининград на базе ФГБУК «Музей Мирового океана», оснащенных необходимым оборудованием и учебными материалами. Учитывая социальную важность, данный Проект поддержан в т.ч. лауреатом Государственной премии Российской Федерации 2017г. С.Г.Сивковой, Руководителем Росгидромета М.Е.Яковенко. Была подчёркнута уникальность подхода в рамках проекта к решению вышеперечисленных задач.

  1. 2. География проекта:

Проект реализуется на территории Северо-Западного федерального округа, включая Калининградскую область, и является пилотным, с перспективой масштабирования на все регионы Российской Федерации

  1. 3. Дата начала реализации проекта:

03.03.2020

  1. 4. Дата окончания реализации проекта:

30.05.2021

  1. 5. Обоснование социальной значимости проекта:

В целевые группы проекта входят: дети и подростки, молодежь и студенты, люди с ограниченными возможностями здоровья. На территории СЗФО (пилотная зона по реализация проекта) проживает более одного миллиона граждан вышеперечисленных категорий. В настоящее время, как мы считаем, в системе молодежных ценностей присутствует ряд негативных черт таких, как преимущественно развлекательная направленность жизненных ценностей и интересов, вытеснение ценностей национальной культуры западными образцами поведения и символами, приоритет потребительских ориентаций. Реализация проекта позволит создать базу для воспитания у участников программ (в рамках проекта) позитивных черт — навыков гидрометеорологически и экологически грамотного поведения, послужит социальной реабилитации граждан с ограниченными возможностями здоровья, вовлечению населения в природоохранные мероприятия. Мероприятия программ направлены на лучшее восприятие и решение участниками проекта экологических проблем. Участие в проекте обучает навыкам работы с базами данных в цифровом формате (цифровая экономика, интернет вещей) развивает аналитическое мышление, умение работать в команде. Данный Проект имеет своей целью повышение осведомленности молодежи и общества о проблемах изменчивости и загрязнения окружающей среды, формирование естественнонаучной картины мира, обучение основам проведения метеорологических измерений посредством проведения наблюдений за параметрами окружающей среды. Вовлечение молодежи, включая людей с ограниченными возможностями, в реализацию мероприятий Проекта позволит повысить их коммуникативность и информированность в вопросах исследования окружающей среды и экологии. Воспитание ответственного отношения молодежи и всех участников Проекта к экологии, родному краю, любви к Родине, возможно, в том числе, путем привлечения к совместному творчеству в области метеорологии с использованием современных информационных технологий. Вторичные социальные эффекты, являющиеся следствием первичных, с временным лагом порядка двух лет, выступают как повышение осведомленности всего общества о проблемах изменчивости и загрязнения окружающей среды, формирование естественнонаучной картины мира, обучение основам проведения метеорологических измерений посредством проведения наблюдений за параметрами окружающей среды.

  1. 6. Цели проекта:

Цель №1:

Основная цель Проекта – проведение образовательных мероприятий, направленных на стимулирование эффективного технического творчества и инклюзивного изучения окружающей среды путем привлечения участников образовательного процесса к мониторингу метеорологических параметров окружающей среды на основе принципов волонтерского движения. Дополнительные цели: — Формирование активной гражданской позиции молодежи.

  1. 7. Задачи проекта:

Задача №1:

Создание Ресурсных центров для поддержания деятельности по организации любительских метеорологических измерений.

Задача №2:

Разработка учебной программы и проведение курсов подготовки волонтеров.

Задача №3:

Разработка учебной программы и проведение курсов повышения квалификации работников среднего и дополнительного образования.

Задача №4:

Подготовка типовых наборов электронных модулей для создания любительских метеостанций, а также руководства по их сборке и эксплуатации.

Задача №5:

Создание ресурса в сети Интернет для визуализации и обработки полученных данных (с использованием инструментов физико-математического моделирования для анализа и прогноза природных рисков).

Задача №6:

Сохранение культурного и исторического наследия в гидрометеорологической области знаний. Популяризация естественных наук, гидрометеорологии, технического творчества.

Задача №7:

Проведение измерений участниками проекта гидрометеорологических параметров окружающей среды. Обработка полученных данных.

  1. 8. Партнёры проекта:

— Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный гидрометеорологический университет» (РГГМУ):

— Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов» (ФГБОУ ДПО «ИПК») Росгидромета:

— ФГБУК «Музей Мирового океана»:

— СПб ГАПОУ «МТК им. адмирала Д.Н. Сенявина»:::

— Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет):

  1. Как будет организовано информационное сопровождение проекта:

http://www.maritime-heritage.ru/ — сайт Ассоциации «Морское наследие», http://www.rshu.ru/ — сайт РГГМУ, http://ipk.meteorf.ru/ — сайт ИПК, http://www.spbmtc.com – сайт СПбМТК, http://world-ocean.ru/ru/ — сайт ФГБУК «Музей Мирового океана». Публикации на ресурсе: http://www.connect-wit.ru/ , в социальных сетях: «ВКонтакте» vk.com, «Facebook» en-gb.facebook.com, Google+ plus.google.com. Выступления с докладами, по теме развития проекта, на форумах: VIII Международный форум «Арктика: настоящее и будущее», Всероссийский молодежный форум добровольцев-наставников, участие во Всероссийском конкурсе «Доброволец России – 2020», в Межрегиональном форуме добровольцев СЗФО, Всероссийском форуме добровольцев. Публикации в газете ФГБУК «Музей Мирового океана» «Морское наследие», сюжет в программе ФГБУК «Музей Мирового океана» «Планета океан».

  1. 10. Количественные результаты:

количество человек, принявших участие в мероприятиях проекта:

1120

количество человек, которым оказаны услуги в сфере образования, просвещения:

450

  1. 11. Качественные результаты:

В результате реализации Проекта ожидается повышение возможности личного вклада участников проекта в развитие основных сфер жизни и деятельности общества. Вовлечение молодежи (включая людей с ограниченными возможностями) в реализацию мероприятий проекта, позволит: — повысить коммуникативность, информированность участников проекта по вопросам окружающей среды; — обеспечить воспитание ответственного отношения молодежи, всех участников проекта к родному краю, любви к Родине, экологически правильному поведению, возрождению духовности, социально-экономической и политической стабильности.

  1. 12. Дальнейшее развитие проекта:

Увеличение количества активных участников Проекта (в перспективе до 15000 чел.) позволит увеличить плотность наблюдательной сети, что может послужить снижению метеорологической уязвимости экономики и населения Российской Федерации. Данный проект планируется масштабировать на всю территорию Российской Федерации. Возможна коммуникация с аналогичными проектами в зарубежных странах. Дальнейшая реализация проекта предполагает положительную динамику роста интереса молодежи, потенциальных участников проекта к гидрометеорологии, экологии, науке о Земле, осознанию значимости экологически правильного поведения, увеличение количества абитуриентов, поступающих в профильные вузы.

  1. 13. Источники ресурсного обеспечения проекта в дальнейшем:

Партнеры, соорганизаторы и участники проекта, грантовая поддержка.